Краткая биография Владимира Исааковича Циммерлинга:

В 1931 году родился в Москве.

В 1950 году окончил Московскую среднюю художественную школу.

В 1957 году окончил Академию художеств Латвийской ССР (г. Рига) по мастерской скульптора Т.Э. Залькална.

С 1961 член Союза художников СССР.

С 1956 года участник всесоюзных, республиканских московских и зарубежных выставок.

Работал в области станковой и монументальной скульптуры. Автор и соавтор памятников. 

Апрель 1985 года – Персональная выставка в Москве в зале МОСХ (на улице Вавилова, 65).

Февраль 1999 года – Персональная выставка в Москве в Доме Скульптора (1-ый Спасоналивковский пер., 4) совместно с дочерью – живописцем Марой Даугавиете.

Март 2014 года – Групповая выставка творческой династии «Многообразие в единстве. Династия художников» в выставочном зале Москвы «Замоскворечье» (Серпуховской вал, 24, корп.2).

Умер в 2017 г. в Москве.

Ноябрь 2018 года – Участие в групповой межсекционной выставке «Без покровов» (посмертно) в выставочном зале Московского союза художников на ул. Кузнецкий мост, 20.

Март 2019 года – Участие в групповой (4 скульптора) выставке «Память» (посмертно) скульптурной секции МСХ в выставочном зале Московского союза художников на ул. Кузнецкий мост, 20.

Ферваль-март 2020 года – Участие в выставке творческой династии «Диалоги со старыми мастерами» (посмертно) в выставочном зале Галереи на Чистых прудах.

 

Подробная творческая биография:

Владимир Исаакович Циммерлинг (28 августа 1931 г., Москва – 9 июня 2017 г., Москва) – советский и российский скульптор и философ-герменевтик, член Союза Художников СССР с 1961 г., участник московских, всесоюзных, республиканских и зарубежных выставок, автор работ по эстетике, философии и истории культуры. Персональные выставки в Москве: 1985 г., 1999 г. (совместно с дочерью, живописцем Марите Даугавиете), семейная выставка «Многообразие в единстве. Династия художников» (2014 г.), межсекционная групповая выставка «Без покровов» (2018 г.), выставка 4 скульпторов «Память» (2019 г.).

В 1950 году окончил Московскую среднюю художественную школу. В 1957 году окончил Академию художеств Латвийской ССР (г. Рига) по мастерской классика европейского авангарда, скульптора Т.Э.Залькална. Дипломная работа ― портрет Сергея Рахманинова (1956 г.). В 1960—1990-е гг. был одним из ведущих отечественных скульпторов, работал в разной технике ― от авангардизма до неоклассицизма. Работы в области станковой и монументальной скульптуры. Автор и соавтор памятников в России и республиках бывшего СССР (в том числе ― в содружестве со скульптором Д.Б.Рябичевым и архитектором Э.М.Барклаем). Ряд работ Владимира Циммерлинга находится в частных коллекциях за рубежом.

Владимира Циммерлинга особо интересовала передача личности творца, он автор портретов поэтов, музыкантов и ученых. В конце 1990-х гг. создал серию из 14 работ «Античная Сюита» по мотивам античной мифологии. Работы предназначены для открытого пространства. В начале 1990-х он создал серию экспериментальных работ в технике, названной им «Толстая лента», совмещающей принципы геометрической композиции и антропоморфной пластики.

Наиболее значительные скульптурные работы: «Давид Ойстрах» (1960), «Бертольт Брехт» (1961), «Сергей Эйзенштейн» (1961), «Халлдор Лакснесс» (1961), «Лев Ландау» (1962), «Юнна Мориц» (1969-1974), «Ф.И.Тютчев» (1978), «Сергей Рахманинов II» (1981), «И.С.Бах» (1982), «Молодой Гёте» (1983), «Флобер» (1984), «Мастер Сикстины» («Микеланджело») (1990), «Осип Мандельштам I» (1990), «Портрет Марги I» (1992), «Портрет Марги II» (1997), «Античная сюита» (1995 – 2000).

Был мастером художественного чтения, записал стихи и драматические произведения А.С.Пушкина, включая «Маленькие Трагедии», стихи Ф.И.Тютчева, О.М.Мандельштама, Н.А.Заболоцкого и других поэтов, а также «Житие Протопопа Аввакума».

Владимир Циммерлинг имел профессиональную подготовку в области философии и герменевтики. Он рано отказался от академической карьеры, но писал эссе и статьи по проблемам эстетики, философии и истории культуры большую часть своей жизни. Философская концепция Владимира Циммерлинга может быть охарактеризована как комбинация принципа эмпиризма с элементами герменевтики и критики метаязыковых понятий. Данный подход сформировался у него под влиянием школы Густава Шпета (1879 ― 1937), в молодости В.Ц. занимался у сына последнего, Сергея Шпета (1919-1972). В начале 1950-х гг., когда В.Ц. обучался в Риге в Латвийской Академии Художеств, на его интерес к естествознанию и философии науки повлиял философ Эрнст Карповиц (1892 ―1976), в европейский период своей карьеры сотрудничавший с А.Эйнштейном. Стимулом и исходным материалом для герменевтических разысканий Владимира Циммерлинга были различные культурно-исторические ситуации, включая столкновения абстрактных идей и идеологий, а также конкретные тексты. В конце 1960-х – начале 1970-х гг. одним из первых в мире составил базу данных стихотворений Осипа Мандельштама, содержащих элементы авторской самооценки и самоощущения поэта. В 1974-1975 гг. написал работу «Промер» (первое название ― «Опыты <толкования О.Э.М.>»), где предложил толкования восьми стихотворений Мандельштама. Помимо группы текстов о Мандельштаме В.Ц. писал эссе и комментарии, посвященные толкованию избранных мест А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, Б.Кенжеева и А.Белякова. Системная критика понятий философии и истории культуры представлена в книге «Да и нет не говорите…» и эссе разных лет (1970-2000-е гг.).

Похоронен в Москве на Введенском кладбище.



Публикации:

В.И. Циммерлинг. «Да и нет не говорите». Москва: изд.-во Института экономики РАН, 1999.

В.И. Циммерлинг. Внеиндивидуальное в эстетическом. Вместо предисловия. В кн.: Н.Д. Арутюнова (отв.ред.). Логический анализ языка. Концептуальные поля прекрасного и безобразного. Москва: изд.-во Индрик, 2004. С. 30-36.

В.И. Циммерлинг. Промер. В кн.: Мандельштамовское общество. Том 4. «Сохрани мою речь…», Вып. 2. Сост. О. Лекманов, П. Нерлер. Москва: изд.-во «Книжный сад», 1993 г. С. 44 – 57.

В.И. Циммерлинг. Избранные работы. Составление, общая редакция и комментарии А.В. Циммерлинга. М-Спб.: Нестор-История, 2019. 540 с.