...Эссе чередою своих разделов берет предмет со многих сторон,
не охватывая его полностью, – ибо предмет,
охваченный полностью, теряет вдруг свой объем и убывает в понятие...       

                                                             Роберт Музиль

 

   В Аду?

Четверостишие сразу бросилось мне в глаза некой стройностью, графической (наглядной) компактностью.

Семя без пламени,
Вымя без темени,
Племя без знамени,
Время без стремени.

Конструкция строк идентична; автор обошелся без глаголов и прилагательных. Двухсложные слова в начале строк безупречно рифмуются между собой, а конечная рифма обеспечивается одной и той же грамматической формой. Поразительная экономичность средств.

    Мне посчастливилось. Мир "Илиады" и "Одиссеи", цветаевских слепков Пушкинского музея, приоткрылся мне в детстве. Именно тогда я впервые испытал эстетическое переживание и осознал его как потребность. Именно так я впервые соприкоснулся с проблематикой культуры и человечности.

    С тех пор мне открывались иные культуры и ценности, становились актуальными. С тех пор я многократно с увлечением погружался в стихию античного эпоса, лирики, драмы, прозы — насколько это возможно в переводах (мы невероятно богаты ими; многие из них, видимо, совершенны). Мой интерес к античности потребовал специального изучения ее мифологии, материальной культуры, истории, философии, но все так же ненасытен и неистощим.

Я — художник, скульптор, и, возможно, самим фактом своего выступления нарушаю некий запрет. Ведь Эдгар Дега говорил: “Музы целый день работают в одиночестве, а вечером встречаются и танцуют, но не беседуют”. Дега, несомненно, имел в виду присущую многим художникам манию больше болтать о прекрасном, чем творить его.

Тем не менее, есть художники (и я к ним принадлежу), для которых эстетические проблемы — предмет самодовлеющего интереса.
Скажу о том, какой смысл я вкладываю в понятие “эстетическое”.

  «О вкусах не спорят»!  Почему же, однако? Если потому, что попытка поколебать вкус оппонента,  а тем более  внушить ему свой,  есть дело неблагодарное и большей частью безнадежное, то правота «крылатого» изречения очевидна.  Если  же речь идет о навязывании своего вкуса, то изречение тем более должно быть воспринято как справедливый запрет.

   Тем не менее, справедливость эта полномерна лишь в случае столкновения доброкачественных вкусов  высокого  уровня;  но хороший вкус,  сталкиваясь  с  плохим  может (вынужден),  по меньшей мере, отстаивать себя.

Гигиенисты утверждают, что людям необходимы шесть миллиардов собственных зубных щеток – каждому своя.

Есть регионы, где по условиям жизни собственный автомобиль столь же необходим, как зубная щетка. 500 миллионов человек имеют его, еще миллиард хочет иметь.

Россия, осень 1996 г. 

Жизнь стремительно ухудшается и становится всё более уродливой. Достигли ли мы дна в своём падении?

Страна ослабла и обнищала. Хозяйство распадается, производство чахнет, доверие в обещания исчезло, люди ощущают себя обманутыми и ненужными; законопослушность стала смешной, а власть демонстрирует своё убожество и бессилие. Общественное мнение и его органы жонглируют мифологемами и заклинаниями типа “рынок”, “демократия”, “коммунизм”, патриотизм”, “реформы” и т.п.

Однозначная оценка российских преобразований 1985-1997 гг., вероятно, невозможна. Перемены назрели и были во многом вынуждены.

Однако, несомненно, что проведенные «реформы» имели катастрофические последствия, в частности, для:

нравственности,
криминальной обстановки,
здравоохранения,
образования,
науки,
культуры,
и может быть и для экономики.

Джордж Ноэль Гордон Байрон был, как известно, поэтом. Был он и лордом – членом палаты, спортсменом (метким стрелком, умелым наездником, боксером, выносливым пловцом), бабником, борцом за свободу угнетенных народов. А также, судя хотя бы по объему им написанного, тружеником. У него не возникало надобности провозглашать свои творческие принципы. Но свою жизненную установку он декларировал: «много денег и никакого начальства».

Кто стряпает аудио – видео – печатную духовную пищу, Информацию? Вполне современная кухня, главная фигура которой – Журналист. Именно он помещает исходные продукты, не всегда хорошо отмытые, в свои емкости, жарит, парит и печет, приправляет перцем и солью, сдабривает соусом, присыпает сахарной пудрой. Готовые блюда, без сомнения, будут поглощены без остатка: вкус потребителя воспитан этой же кухней. Однако безвредно ли это для здравия душевного?

Бесспорно, заповедь журналиста – доносить до нас правду, Истину. Беда в том, что журналист уверен – он её хорошо знает. Ведь он ежедневно имеет дело с фактами! По сходному основанию проститутка судит о любви – ведь она каждый день занимается сексом. И этим сходство двух популярных профессий не ограничивается: и оплата и карьера зависят от готовности и умения удовлетворять самые изощренные желания Нанимателя.

      Со времен незапамятных человек стал задумываться о Человеке. О его свойствах и возможностях. О его участи. О полноте жизни и самоосуществлении. О справедливости и правом пути.

            Размышления и поиски эти не прерывались никогда; продолжаются они и сегодня.