Сфера потребления современного общества быстро наращивает ассортимент и массу объектов одноразового пользования – от стаканчиков для питья до сексуальных партнеров. Доступность подобных удобств имеет свои светлые стороны и снимает множество проблем. Однако это не только упрощает жизнь, но и деформирует её в такой степени, что она перестает быть тем, что до сих пор считалось жизнью. Параллельно активно развёртывается соответствующая психология, основанное на ней поведение и менталитет. Принцип одноразовости успешно посягает на области, далёкие от утилитарной: на культуру и человеческие отношения. Установка «попользовался и выбросил из памяти, отбросил» становится господствующей нормой нашей эпохи.
Пока еще есть люди, способные многократно перечитывать одну и ту же книгу, слушать знакомую музыку, жаждать близости того же самого человека. Неизвестно, впрочем, имеет ли это серьезную перспективу.
Существует ли устойчивая фундаментальная потребность, способная такие ценности отстоять и культивировать?
Общепризнанно, что знакомое, привычное, утомляет и раздражает, тогда как новое возбуждает и живит. Более глубокое рассмотрение показывает, однако, что стимулирующее действие «нового» реализуется только на фоне всей суммы привычного, о чем человек и не задумывается. Между тем, именно привычное, даже автоматичное, является базой всего комплекса стабильного поведения. И возможность многократного («многоразового») использования – надежная гарантия получения искомого эффекта.
С другой стороны, «одноразовое», в сущности, настолько стандартизовано, что не обладает качеством новизны; его преимущество как раз в том, что оно не требует специального внимания. Бумажный стаканчик при обычных условиях просто бросают.
Расширение сферы «одноразового» таит в себе серьёзную опасность; но оно может быть и благодетельным, если ограничивается высвобождением человека для углублённого освоения постоянных ценностей.
К сожалению, всё меньше становится способных удержаться в таких границах. И процесс этот, похоже, необратим. В устоявшихся развитых обществах жизнь становится всё легче и проще; утрат не ощущают и не осознают.
Зачем человек перечитывает книгу? Может быть, конечно, ему понадобились какие–то сведения: или запомнившиеся фрагменты, но возможно, он хочет пережить уже прочитанное заново, в другом возрасте и состоянии; может быть, наконец, способен просто наслаждаться текстом. Зачем любящие жаждут всё новых встреч? Очевидно, потому, что человеку дано ощущать неисчерпанность, даже неисчерпаемость, того, что стало для него важным и дорогим. Тот, кто такого ощущения лишен самим «одноразовым» способом существования, себя обездолил. Безнадёжно.
Ведь и сама жизнь – предприятие одноразовое.