– Как красив апельсин, пока его не съели!
Мигель де Унамуно
Эстетика как наука есть теория способности получать удовлетворение в акте восприятия.
Ценность этой сжатой дефиниции – в указании на содержательный принцип (начало), из которого может быть выведена совокупность согласованных взглядов, охватывающая всю соответствующую сферу человечности.
1. Фундаментальная «способность» – начало, на базе которого формируется постоянная универсальная «потребность» в специфическом удовлетворении, состоянии).
2. Сама по себе эстетическая потребность является вторичной, – имеет место «во втором ряду» за потребностями в утилитарном удовлетворении, за тем, что можно назвать «нуждами». При некоторых условиях, однако, эстетическая потребность может актуализироваться в первоочередную. Естественно, это происходит, как правило, по удовлетворении неотложных «нужд», в условиях относительного комфорта.
3. Неутилитарное восприятие осуществляется, в принципе, без непосредственного контакта с объектом, и определённая дистанция от него является специфичной.
4. Набор объектов восприятия, способных эстетически удовлетворять, хотя и не ограничен, по существу, предопределён, характерно, что его составляют те самые объекты, которые выступают при удовлетворении нужд. Именно эти объекты наиболее легко вызываются представлением, именно они наиболее плотно связаны сетью ассоциаций с психикой.
5. Неутилитарное удовлетворение при восприятии вместе с соответствующей потребностью, допускает и стимулирует создание искусственных объектов, предназначенных исключительно для эстетической цели, порождает «искусство».
6. Реализация эстетического удовлетворения в акте восприятия – фундаментальный факт, объясняющий восприимчивость / невосприимчивость индивида к эстетическому началу мерой потребности (актуальностью в данный момент) и мерой его личной подготовленности.
Неадекватность воспринятого объекту лежит в самой природе феномена.