Место этики – в сфере мотивации поведения.
Человек руководствуется в своём поведении тем, что требует от него ситуация, стремлением удовлетворить свои настоятельные потребности, выгодой, симпатиями и антипатиями, подражанием, принуждением, страхом, наконец, складом характера. Но человек способен руководствоваться и отвлеченными идеями.
Этика есть феномен способности человека определять своё поведение представлениями о должном.
Только такое поведение и следует считать этическим.
Этика Шопенгауэра, говорит Швейцер, выступает в трёх формах: этика смирения, этика универсального сострадания и этика мироотречения. Подобно этому, вполне мыслимы ( и имеют место в действительности ) этика послушания (покорности), этика корпоративная ( принадлежность к некой общности ), этика подавления своих интересов во имя иных лиц или идей (самопожертвование, самоограничение ), этика подавления иных лиц или идей, противоречащих собственному представлению о должном, этика готовности к вызову, этика незлоупотребления доверием и т.п..
Ясно, что в данном аспекте нет явной связи между конкретным поводом и поступком и что этическая оценка поступка зависит не от того, к чему он приводит, а от того, чем он продиктован. Совершенно очевидно и то, что указанная оценка не может быть единодушной и не имеет прямого отношения к абстрактным представлениям о добре и зле.
Огромная масса поступков вообще не подлежит этической оценке.
«Сделанное по необходимости (по выражению Макиавелли) не заслуживает ни хвалы, ни порицания».