Противопоставление идеалов даже относительно пристойной действительности, моральная оппозиция даже достаточно эффективной власти необходимы любому обществу, если оно хочет быть здоровым.
Прекрасно, что идеалисты-максималисты, максималисты-моралисты, возвышают свой голос, и есть потребность их слушать.
Однако вставать на их точку зрения было бы опасным заблуждением, а следование их рекомендациям – роковой ошибкой.
Жизнь неизмеримо сложнее идеальных построений и требований. Данность сопротивляется, а ее мотивации внеразумны.
Парадоксальная закономерность общественной жизни: попытки прямого воплощения самых привлекательных идей на практике немедленно приводят к тяжелым последствиям, а в перспективе – к торможению реализации самой идеи.
Иначе и быть не может: идее противостоят теперь не иные идеи, а люди! Ожидания, что идея постоит за себя сама, подействует «автоматически», сбылись бы в обществе, состоящем из автоматов.
Что до самих максималистов, то их убежденность в своей безусловной правоте равновелика их безответственности. И пострадают от последствий, и ответят за них другие.
Но что делала бы творческая личность без максимализма ? Без неспособности удовлетвориться меньшим, чем совершенство?
Правомерно ли, однако, предъявлять подобное требование не только к себе ? И это не просто этика.
Без максимализма человечество, может быть, не имело бы величайших своих свершений. С другой стороны, они могли возникнуть лишь в общем контексте культуры.
Но агрессивный максимализм заблокировал бы массу своевременного, значительного, талантливого, сделал бы культуру худосочной и недоступной для большинства.
Проблема все та же: максимализм или жизнь.