Джордж Ноэль Гордон Байрон был, как известно, поэтом. Был он и лордом – членом палаты, спортсменом (метким стрелком, умелым наездником, боксером, выносливым пловцом), бабником, борцом за свободу угнетенных народов. А также, судя хотя бы по объему им написанного, тружеником. У него не возникало надобности провозглашать свои творческие принципы. Но свою жизненную установку он декларировал: «много денег и никакого начальства».

Смысл ясен: материальные возможности осуществлять свои желания, плюс отсутствие ответственности за свершения. Многие мечтают о подобном. Немногие, однако, готовы признаться в этом: хватает ханжества и не хватает смелости. Байрон и здесь оказался сильной личностью.

Увы, человечество не состоит из «сильных личностей» – его выживание опирается на коллективные установления. Да и «сильные личности» склонны недооценивать важность для них упорядоченного общества.

Позиция и проповедь крайнего индивидуализма в общественной жизни определяется как анархизм. Это древняя идеология, основанная на первобытном инстинкте. Тысячелетия цивилизации вводят инстинкт в приемлемые рамки; но борьба с ним остается актуальной. Может быть, более, чем в относительно недавнем прошлом: анархизм сегодня не выходки избранников, одиночек, но достаточно массовый менталитет и практика.

«Что мне до других?» – спрашивает (себя) эгоцентрик. Он плюет не только на запреты и власти, но на интересы и жизни других людей. Он готов (это очевидно) удовлетворять свои желания за чужой счет.

Опасность для общества, для всей человеческой культуры и с этой стороны нарастает; как ей противостоять?

Поэт в своё время об этом, вероятно, не задумывался.

 

В. Циммерлинг

10.04.99.