I.
Обиходное употребление слов «трагедия», «трагическое» является риторической гиперболой, субъективно приложимой к любому бедствию и даже просто неприятности, представляющей их безысходными.
В сфере эстетики (искусства) «трагическое» (не жанр, а сущность) это: неотвратимое крушение жизни человека, переживаемое, как таковое, им самим.
Эстетическая ценность трагического состоит в инициируемой средствами искусства способности человека, дистанцированного от происходящего, проникаться чужими судьбами. Это, действительно, пусть на время, поглощенность. Очищение, «возвышающее душу», ибо основаны на отрешении от личных интересов и забот, на приобщении к общечеловеческому.
Трагическое в жизни (вне искусства), несомненно, вызывает целую гамму переживаний, но не эстетическое удовлетворение.
II.
«Комическое» также есть тип реакций очевидца, слушателя, читателя, дистанцированного от происходящего. Оно основано на том же принципе, что и трагическое, но с обратным знаком.
«Комическое» есть нарушение ожидаемого, неадекватность поведения в стандартной ситуации, неосознаваемая самим действующим.
Подмена ожидаемого вопиющим несоответствием вызывает тот же эффект и при чтении или произнесении текста, только в данном случае он обычно сознательно подготовлен. Искусство писателя, актёра, музыканта, создающих подобные эффекты (вызывающие смех), обладает, таким образом, подлинной эстетической значимостью, т.е. реализующейся в восприятии, не связанной с утилитарным потреблением.
Комическое в жизни (вне искусства), очевидно, отвечает какой-то глубокой потребности человека, и, поскольку оно внеутилитарно, обладает определенной позитивной ценностью. Однако, удовлетворение, вызываемое им, как правило, внеэстетично и заведомо не возвышает «душу».
Чисто физиологическую и психическую ценность смеха, как и способы его вызывания, должны, рассматривать соответствующие специальные дисциплины.
В. ЦИММЕРЛИНГ