«Сумма бытия, – говорит Гёте, – никогда не делится на разум без остатка; в итоге всегда получается какая-нибудь удивительная дробь».
Эта «удивительная дробь» и есть искусство. Таково одно из наиболее содержательных определений его гносеологической сути.
Итак, «объективная реальность», отнесённая к реагирующему на неё субъекту, даёт в результате принципиально не сводимую к целому дробь.
В свою очередь, результат деления, рассматриваемый сам по себе, как плод субъективного акта, должен представлять отношение некоторого «личностного потенциала» к факту (явлению, событию), вызвавшему реакцию. Таким образом, дробь должна быть перевёрнута: субъект делится на «сумму бытия»!
Так обстоит дело с точки зрения художника. Для «абсолютной величины» дроби (для значительности результата) решающее значение приобретает «личностный потенциал» творца.
* * *
По мысли Дж. Сантаяны, поэзия есть свидетельство и выражение «высших возможностей души». [Слово «душа» удачно передаёт сложный психический комплекс, нерасчленимо сочетающий переживание и рефлексию (подсознательное и сознаваемое)]. Формула Сантаяны относится к искусству вообще, ибо «поэзия» понимается здесь как универсальное начало, представляющее сердцевину любого воплощения собственно эстетического.
Но что такое «высшие возможности» или «способности» души?
Это прежде всего способность / потребность интерпретировать (квалифицировать, определять) объект как нечто иное, но более ясное, однозначное (очевидное).
Это область «воображения» (способности к представлению), формируемая концептуальными и конституирующими ассоциативными компонентами.
Таковы:
1. Комплекс «упорядоченность – ориентация». (следование, строй, гармония, ритм, отсчет, мера).
2. Комплекс «расчленение – объединение» (группировка).
3. Комплекс «варьирование – комбинирование».
4. Комплекс «продуктивность – воплощение» [непосредственно моделирующий представление в конкретной инструментально-материальной среде (оболочке)].
“Художественная индивидуальность” определяется прежде всего развитием, мощью и уникальным сочетанием этих ассоциативных комплексов.