Метод есть комбинация операций, обеспечивающая воспроизведение определенного результата.

В сжатом виде конкретный  метод  обычно  характеризуется лишь указанием на общий принцип достижения цели; но для применения на практике он, конечно, должен быть развёрнут в детальную технологию. Только так может быть продемонстрирована продуктивность метода. При этом, естественно, определяются и границы его применимости.

Так, для получения  урожая  пшеницы  с  больших  площадей используется исключительно метод посева, а не посадки семенного материала, - причем сама урожайность будет зависеть не только от  качественного  использования метода (технологии), но и от качества зерна, от климата, погоды, свойств почвы и иных независимых факторов.

Так, по свидетельству исландских саг, при разделе наследства между братьями для соблюдения справедливости и во избежание взаимного недовольства, использовался метод «один делит, другой выбирает». Цель,  действительно, достигается  автоматически; но при этом наследство должно быть физически делимо, а братьев только двое.

Таким образом,  применение метода в производственной деятельности, в социальной (да и бытовой) сфере,  несмотря на все ограничения, оказывается необходимым и важным.

                                 II.

Для интеллектуальных операций доказали свою состоятельность и продуктивность логические (и математические) методы.

 Мало того,  жизнь настоятельно требует для решения  своих задач разработки всё новых методов, и они возникают, складываются и применяются.

Возможно ли, однако, то, что с большой лёгкостью называют «творческим методом»? 

Ведь научное и художественное творчество ориентированы не на «воспроизведение определённого результата», а на воплощение доселе немыслимого, невиданного и неслыханного.

Следует признать, что «предвосхищающее постижение» подобного,  лежащее в основе творческого процесса, либо возникает, либо не возникает. Этот эффект в решающем отношении зависит от самой личности творца, а отчасти, как свидетельствует индивидуальный и исторический опыт, и от элемента случайности. Самая прециозная настройка музыкального инструмента не обеспечивает качества игры на нём и тем более создания подлинной музыки.  И  любые методы,  в том числе реально существующие  психотехнические, здесь окажутся бессильны.

Конечно, и в  науке, и в  искусстве огромную роль играет «нетворческий компонент», в первую очередь, владение знанием и мастерство, и тут развитая методология ничем невосполнима.

Фундаментальной особенностью метода, как такового, является то, что он рассчитан на решение типовых задач, но к явлениям однократным, уникальным, неприменим.

 

                              В. Циммерлинг