Метод есть комбинация операций, обеспечивающая воспроизведение определенного результата.
В сжатом виде конкретный метод обычно характеризуется лишь указанием на общий принцип достижения цели; но для применения на практике он, конечно, должен быть развёрнут в детальную технологию. Только так может быть продемонстрирована продуктивность метода. При этом, естественно, определяются и границы его применимости.
Так, для получения урожая пшеницы с больших площадей используется исключительно метод посева, а не посадки семенного материала, - причем сама урожайность будет зависеть не только от качественного использования метода (технологии), но и от качества зерна, от климата, погоды, свойств почвы и иных независимых факторов.
Так, по свидетельству исландских саг, при разделе наследства между братьями для соблюдения справедливости и во избежание взаимного недовольства, использовался метод «один делит, другой выбирает». Цель, действительно, достигается автоматически; но при этом наследство должно быть физически делимо, а братьев только двое.
Таким образом, применение метода в производственной деятельности, в социальной (да и бытовой) сфере, несмотря на все ограничения, оказывается необходимым и важным.
II.
Для интеллектуальных операций доказали свою состоятельность и продуктивность логические (и математические) методы.
Мало того, жизнь настоятельно требует для решения своих задач разработки всё новых методов, и они возникают, складываются и применяются.
Возможно ли, однако, то, что с большой лёгкостью называют «творческим методом»?
Ведь научное и художественное творчество ориентированы не на «воспроизведение определённого результата», а на воплощение доселе немыслимого, невиданного и неслыханного.
Следует признать, что «предвосхищающее постижение» подобного, лежащее в основе творческого процесса, либо возникает, либо не возникает. Этот эффект в решающем отношении зависит от самой личности творца, а отчасти, как свидетельствует индивидуальный и исторический опыт, и от элемента случайности. Самая прециозная настройка музыкального инструмента не обеспечивает качества игры на нём и тем более создания подлинной музыки. И любые методы, в том числе реально существующие психотехнические, здесь окажутся бессильны.
Конечно, и в науке, и в искусстве огромную роль играет «нетворческий компонент», в первую очередь, владение знанием и мастерство, и тут развитая методология ничем невосполнима.
Фундаментальной особенностью метода, как такового, является то, что он рассчитан на решение типовых задач, но к явлениям однократным, уникальным, неприменим.
В. Циммерлинг