– Как красив апельсин, пока его не съели!

                                                       Мигель де Унамуно

 

Эстетика как наука есть теория способности  получать удовлетворение в акте восприятия.

Ценность этой  сжатой дефиниции – в указании на содержательный принцип (начало), из которого может быть выведена совокупность согласованных взглядов, охватывающая всю соответствующую сферу человечности. 

1. Фундаментальная «способность» – начало, на базе которого формируется постоянная универсальная «потребность» в специфическом удовлетворении, состоянии).

2. Сама по себе эстетическая потребность является вторичной, – имеет место «во втором ряду» за потребностями в  утилитарном удовлетворении,  за тем, что можно назвать «нуждами». При некоторых условиях, однако,  эстетическая потребность может актуализироваться в первоочередную. Естественно, это происходит,  как правило,  по удовлетворении  неотложных «нужд», в условиях относительного комфорта.

3. Неутилитарное восприятие осуществляется,  в  принципе, без непосредственного  контакта  с объектом,  и определённая дистанция от него является специфичной.

4. Набор объектов восприятия, способных эстетически удовлетворять, хотя и не ограничен,  по существу, предопределён, характерно, что  его  составляют  те самые объекты,  которые выступают при удовлетворении нужд. Именно эти объекты наиболее легко  вызываются  представлением,  именно  они наиболее плотно связаны сетью ассоциаций с психикой.

5. Неутилитарное удовлетворение при восприятии вместе с соответствующей потребностью, допускает и стимулирует создание искусственных  объектов,  предназначенных  исключительно для эстетической цели, порождает «искусство».

6. Реализация эстетического удовлетворения в акте восприятия – фундаментальный факт, объясняющий восприимчивость / невосприимчивость индивида  к  эстетическому началу мерой потребности (актуальностью в данный момент) и мерой его  личной подготовленности.

Неадекватность воспринятого объекту лежит в самой природе феномена.