Место этики – в сфере мотивации поведения.

Человек руководствуется в своём поведении тем, что требует от него ситуация,  стремлением удовлетворить свои настоятельные потребности, выгодой, симпатиями и антипатиями, подражанием, принуждением, страхом, наконец, складом характера. Но человек способен руководствоваться и отвлеченными идеями.

Этика есть феномен способности человека  определять  своё поведение представлениями о должном.

Только такое поведение и следует считать этическим.

Этика Шопенгауэра, говорит Швейцер, выступает в трёх формах: этика смирения, этика универсального сострадания и этика мироотречения. Подобно  этому,  вполне мыслимы ( и имеют место в действительности )  этика  послушания  (покорности), этика корпоративная  (  принадлежность  к  некой общности ), этика подавления своих интересов во имя иных лиц или идей  (самопожертвование, самоограничение ),  этика подавления иных лиц или идей,  противоречащих собственному  представлению  о должном, этика готовности к вызову,  этика незлоупотребления доверием и т.п..

Ясно, что в данном аспекте нет явной связи между конкретным поводом и поступком и что этическая оценка поступка зависит не от того, к чему он приводит, а от того, чем он продиктован. Совершенно очевидно и то, что указанная оценка не может быть  единодушной и не имеет прямого  отношения  к абстрактным представлениям о добре и зле.

Огромная масса  поступков  вообще  не  подлежит этической оценке.

«Сделанное по необходимости  (по выражению Макиавелли) не заслуживает ни хвалы, ни порицания».