Сфера потребления современного общества быстро наращивает  ассортимент и массу объектов одноразового пользования – от стаканчиков для питья до сексуальных  партнеров.  Доступность подобных удобств имеет свои светлые стороны и снимает множество проблем. Однако это не только упрощает жизнь, но и деформирует  её  в  такой степени, что она перестает быть тем, что до сих пор считалось жизнью. Параллельно  активно  развёртывается соответствующая психология, основанное на ней поведение и менталитет.  Принцип одноразовости  успешно посягает на области, далёкие от утилитарной: на культуру и человеческие  отношения. Установка  «попользовался и выбросил из памяти, отбросил» становится господствующей нормой нашей эпохи.

                     – Как красив апельсин, пока его не съели!

                                                       Мигель де Унамуно

 

Эстетика как наука есть теория способности  получать удовлетворение в акте восприятия.

Ценность этой  сжатой дефиниции – в указании на содержательный принцип (начало), из которого может быть выведена совокупность согласованных взглядов, охватывающая всю соответствующую сферу человечности. 

 

Место этики – в сфере мотивации поведения.

Человек руководствуется в своём поведении тем, что требует от него ситуация,  стремлением удовлетворить свои настоятельные потребности, выгодой, симпатиями и антипатиями, подражанием, принуждением, страхом, наконец, складом характера. Но человек способен руководствоваться и отвлеченными идеями.

Этика есть феномен способности человека  определять  своё поведение представлениями о должном.

Только такое поведение и следует считать этическим.

У нее сомнительная репутация.

Широко распространенные выражения типа «Философ нашелся!», в «В философию ударился!», «Брось философствовать!» отражают представление о философии в массовом сознании. Она оказывается умонаправлением извращенным, темным, не имеющим отношения к действительности, отвлекающим от решения реальных задач, а, значит, и вредным.

Кроме того, философия, легшая в основу определенной идеологии, считается виновной в трагических эксцессах истории, особенно, современной. 

             Как часто приходится слышать: «Моя совесть чиста!». Речь может идти о чем угодно: делах государственных, общественных, житейских, сугубо личных. Но ни один человек, у которого действительно есть совесть, так никогда не скажет. В этом суть совести – она вечно неспокойна.

        Совесть – рудиментарный орган, сохранившийся у немногих; им очень не повезло. В отличие от аппендикса, который можно удалить, совесть неоперабельна.

Неотделимая от своего носителя, она способна сделать жизнь невыносимой.

Если быть религиозным означает веру в сверхъестественное, в бога, в бессмертие души – то я не религиозен.

Если быть религиозным означает принадлежность к какой-то конкретной конфессии (взятие напрокат готовой формы духовной жизни) – то я не религиозен.

Если относиться  к миру,  данному в нас и вне нас,  как к ощущаемому чуду значит быть религиозным – то я религиозен.

Если иметь  совесть  и  стараться  жить по совести значит быть религиозным, – то я религиозен.

Если стремиться  к  духовной  продуктивности и считать её высшей доступной мне формой бытия значит быть религиозным – то я религиозен.

Таков мой атеизм.

 

«Свобода» не является ни исконным, ни естественным состоянием человека. Таковое есть осознаваемая и неосознанная зависимость. Свобода – это желаемое, причем в той мере актуальное, в какой зависимость осознается как нечто тягостное. Наши возможности ограничены полом и физической конституцией, семейными обстоятельствами, воспитанием, страной, обществом, государством, эпохой и даже подчас погодой и самочувствием. Но если зависимость от здоровья, достатка или принуждения ощущается остро и непреложно, то зависимость от, скажем, общепринятых взглядов, как правило, не осознается вообще. Что, однако, еще не делает человека в этом измерении свободным. Наоборот, именно указанное обстоятельство решающим образом влияет на формирование общего для человеческих множеств комплекса представлений, безотчетно определяющего реальное наполнение понятия «свобода».

 

Оценки настоящего (и проецируемые от них – прошлого и будущего), складывающиеся по мере развития общественно-значимых событий, бывают, как это знает каждый, несогласными, даже полярными. Каждый сталкивался с трудностью, а то и невозможностью заставить убежденного человека отказаться от своей оценки и принять кажущуюся Вам единственно верной. Это понятно. поскольку оценки  определяются степенью вовлеченности в события, интересами, стереотипами, привычкой, индивидуальными предпочтениями. Вот почему возникает упование на “суд истории”, который, наконец–то все поставит на свои места. Это полемический штамп, воплощающий  веру в последнюю, “безапелляционную”  инстанцию, Что же сделает выносимый историей вердикт справедливым, адекватным? По-видимому, есть две возможности: или сам ход событий подтвердит однозначно правоту одних и заблуждение других, или отсутствие в грядущих поколениях заинтересованных лиц гарантирует суд от пристрастия, давления, и справедливость восторжествует сама собой.

Мистицизм есть стремление освоить действительность помимо исследования – путем  непосредственного  постижения.  Такая склонность или потребность вполне естественна, ибо  сама по себе основана на непосредственном ощущении тайны.

«Знание», полученное подобным путем, является специфическим переживанием бытия, своеобразным психическим состоянием: «приобщением» к истине, «отождествлением» с ней. 

Вот анекдот «века падения нравов» (Шамфор):

            Однажды Людовик XV, лежа с мадемуазель д'Отфор, сказал ей:

            – Ты спала со всеми моими подданными.