Кто стряпает аудио – видео – печатную духовную пищу, Информацию? Вполне современная кухня, главная фигура которой – Журналист. Именно он помещает исходные продукты, не всегда хорошо отмытые, в свои емкости, жарит, парит и печет, приправляет перцем и солью, сдабривает соусом, присыпает сахарной пудрой. Готовые блюда, без сомнения, будут поглощены без остатка: вкус потребителя воспитан этой же кухней. Однако безвредно ли это для здравия душевного?

Бесспорно, заповедь журналиста – доносить до нас правду, Истину. Беда в том, что журналист уверен – он её хорошо знает. Ведь он ежедневно имеет дело с фактами! По сходному основанию проститутка судит о любви – ведь она каждый день занимается сексом. И этим сходство двух популярных профессий не ограничивается: и оплата и карьера зависят от готовности и умения удовлетворять самые изощренные желания Нанимателя.

Тут замаячила главная фигура. Но это  – больше, чем определенное лицо или группа – это система. В её недрах предугадывается спрос, проектируется меню, под него заготавливаются продукты, тут выдерживают график выпуска готовых изделий, туда поступает прибыль, оттуда исходит финансирование.

Конечно, хорошо, если предприятие доходно; но дело этим далеко не исчерпывается. Уж слишком важен и деликатен продукт – информация: слишком существенные интересы и реальные судьбы от неё зависят. Интересы потребителя неизбежно отступают на задний план. Но потребителя нужно всё время учитывать – и в этом весь фокус журналистики. Она может обслуживать любые заказы, только оставаясь действенным средством внушения.

Говорят, душа человека – потемки. Но для «мастеров человеческих душ» она достаточно прозрачна. Это не стройный ансамбль побуждений и убеждений, а их конгломерат. Стоит простимулировать какие-то из них и человек, возможно, изменит свою позицию, а то и поведение.

Нужно только правильно выбрать точки приложения, хорошо прицелиться и подобрать эффективные стимуляторы. Аптечка и методы её использования сложились эмпирически, но они достаточно разнообразны и надежны.

Ключ ко всему – то, что информация неотделима от её подачи.   Кроме того, ведь есть еще и потребность в её обсуждении.

Важно место, отводимое сообщению в информационной полосе: между прочими, дозировано выделенное, заглавное; важен объем сообщения. «Новость» хороша тем, что в ней нет причин сомневаться и готовое мнение о ней отсутствует. Важен и тон сообщения – иронический, нейтральный, доброжелательный.

В зависимости от позиции, занимаемой органом массового воздействия на общем фронте, ведется борьба за что–то и кого–то, против чего–то и кого–то; в конечном счете, это борьба за аудиторию. В ход идут уколы, сарказмы, нападки, слухи и подозрения, комплименты и аплодисменты. Используются «двойные стандарты», передержки, предвзятая аргументация. Ожесточение  борьбы весьма желательно, ибо повышает энергетический уровень воздействия. Огромную заманивающую роль играют развлекательные программы и подборки, объем которых постоянно растет. О рекламе в этой связи не хочется и говорить.

Конечно, СМИ выполняют и свою «заглавную» задачу – информационную. Обойтись без них невозможно и благодарность им велика.

Конечно, встречаются порядочные, проницательные, отважные журналисты, непредвзятые аналитики; конечно, местами возникают ситуации, где доступ таких материалов к публике становится возможен – мы благодарны.

Но ...сверхзадачей СМИ остается удержание аудитории в режиме внушения. Как говорит Тойнби, это сила, «стремящаяся удержать основную массу людей, и без того ущербную в культурном отношении, на как можно более низком уровне духовности». Это удается в такой высокой степени, что цивилизация оказалась, может быть, в критической фазе.

Постоянное давление лишает целые поколения подлинной и продуктивной духовной жизни.

 

Октябрь   1997 г.