Действительно ли обе эти квалификации не могут относиться к одной и той же личности? Справедливость такого утверждения, преподнесенного жертвой в лицо убийце, стала бы приговором. В контексте Маленькой Трагедии именно в том, что даровитый  серьезный  профессионал,  Сальери, не сподобился даруемой только предпочтенному гениальности, и заключается его подлинная  трагедия. Злодейство здесь, независимо от судьбы Моцарта, – лишь  тщетная  попытка  «скорректировать»  несправедливость судьбы.

Самое  интересное, однако, что «гений» и «злодейство», как понятия, есть вещи действительно  «несовместные»: они  не могут  стоять в одном ряду. «Злодейство» – оценка, несомненно, нравственная, этическая;  «гений»  же  категория  заведомо внеморальная.

Речь идет об особом редком даре, независимом от заслуг, качестве, по отношению к которому личность в определённой степени является лишь носителем. 

Обывательское, в том числе интеллигентское,  представление любит связывать гениальность с порядочностью, со всем комплексом чисто положительных свойств.

Между тем, гениальный человек может оказаться ретроградом, жестоким эгоистом, трусом, извращенцем.

Было бы явным преувеличением утверждать, что гений ко всему  этому  предрасположен, и в его жизни найдет себе место любое злодейство. Возможно, однако, он менее стоек и более уязвим.

Нет надобности приводить примеры, обсуждать конкретные имена. Та-кое  обсуждение  было бы достаточно беззащитно перед соблазном  произвольно отказать «злодею» в гениальности, или, напротив, усомниться в приписываемом «гению» преступлении.

Слово «злодейство» целесообразно было бы заменить менее одиозным. Скажем, история культуры свидетельствует, что гений и аморализм уживаются.

Не напрасно обыкновенный человек испытывает перед гением некий трепет; а непосредственное общение с ним может оказаться невыносимым и  бедственным.

Но плоды гениальных свершений становятся нашим достоянием, – частью нашей личности, – даже если мы этого не сознаём.

Аморализм не может быть оправдан; но он не должен ставить под сомнение гений.

 

В. Циммерлинг