«О вкусах не спорят»! Почему же, однако? Если потому, что попытка поколебать вкус оппонента, а тем более внушить ему свой, есть дело неблагодарное и большей частью безнадежное, то правота «крылатого» изречения очевидна. Если же речь идет о навязывании своего вкуса, то изречение тем более должно быть воспринято как справедливый запрет.
Тем не менее, справедливость эта полномерна лишь в случае столкновения доброкачественных вкусов высокого уровня; но хороший вкус, сталкиваясь с плохим может (вынужден), по меньшей мере, отстаивать себя.
Важно также, что подобный спор есть борьба за определенную ауди-торию, вообще лишенную развитого вкуса, и тогда, даже как попытка, имеет позитивный смысл.
Неправомерен и отказ от спора, когда изречение применяется за пределами эмоционально-эстетической сферы, ибо тогда речь идет не о вкусе.
Таким образом, латинская формула хороша, как призыв к терпимости, но не оправдывает готовности поступиться своим убеждением. «Полезное пролагает себе дорогу само, прекрасному же надо помогать» [Гёте]. Мера «наступательности» в отстаивании и проповеди хорошего вкуса есть уже не дело вкуса, а скорее целесообразности и темперамента.
«У каждого свой вкус!» – оправдывает свои предпочтения человек, уверенный, что такой довод неопровержим. В действительности, людей, у которых есть свой вкус, совсем немного. Вкус – наименее индивидуальное из качеств. Природный вкус, подобный абсолютному слуху – редчайший дар; обычно он несамостоятелен, стереотипен. Оспаривать его, как правило, и впрямь бесполезно. Но как можно ему подчиниться!